22 декабря в широкий прокат выходит масштабный фантастический фильм МИРА режиссера Дмитрия Киселева. Превью показы начнутся уже с 17 декабря.
О том, как создавалась и снималась картина, рассказывают члены съемочной группы - продюсеры, режиссер, оператор, автор сценария, художники и летчик-космонавт, выступавший консультантом.
Екатерина Мавроматис, соавтор сценария:
Я пришла на проект «Мира», когда было уже написано несколько вариантов сценария. Вместе с продюсером Нареком Мартиросяном и режиссёром Димой Киселёвым мы практически полностью перепридумали историю, вдохнули в неё новую жизнь. Не скрою, работать над «Мирой» было очень сложно, в первую очередь, чисто технически: в фильме происходит множество событий, которые требуют знаний в области космонавтики, МЧС, астрономии и т.д. Благо, в этом нам помогли прекрасные консультанты. Но для меня главной задачей было написать по-настоящему сильную эмоциональную историю, сделать так, чтобы она затронула как можно больше сердец. Для чего же еще снимать кино, если оно не заставляет плакать и смеяться, проживать боль и радость вместе с героями и выходить из кинотеатра обновлёнными? Я очень надеюсь, что «Мира» станет до зрителя именно таким переживанием – глубоким и одухотворяющим.
Нарек Мартиросян, автор идеи, продюсер:
Идея «Миры» появилась у меня еще в 2017 году, и в самый последний день уже на съемочной площадке я обнаружил заметку в телефоне, сделанную почти шесть лет назад. Тогда вся идея про человека, оставшегося в одиночестве на космической станции, уместилась всего в пять строчек, которые спустя столько лет превратились в большой блокбастер с трогательной историей, замечательными актерами и созданный первоклассными специалистами, которые помогли воплотить их в жизнь.
В «Мире» нам удалось сделать многое – например, снять 8-минутную однокадровую сцену падения метеоритов, подобно которой по постановке в российском кино еще не было; сделать одним из героев фильма сам город Владивосток, который, будучи крайне кинематографичным местом, в нашем кино очень мало представлен. Мы снимали в недрах самого настоящего танкера и в декорации, объятой огнем; собирали сотни актеров массовых сцен, десятки машин спецтехники и прорабатывали космическую станцию до самого последнего винтика. Вообще, декорации в «Мире» – отдельный повод для гордости: у художников ушло много сил, чтобы сделать орбитальную станцию, магазин игрушек, эвакуационный лагерь, госпиталь и многие другие локации максимально проработанными и достоверными. Многие из них существуют в двух вариантах: до катастрофы и после.
Но, несмотря на масштаб и первоклассный экшн на Земле и в космосе, самое главное, что для меня есть в фильме – это простая человеческая история отношений отца и дочери, которые очень любят друг друга, но не могут об этом сказать. В основе любого хорошего кино лежит эмоция, чувства, которые позволяют тебе, как зрителю, переживать за героев и ассоциировать себя с их проблемами. И в «Мире» эта эмоция выходит на передний план – именно поэтому это киноприключение, на которое нужно идти с родными и близкими. Ведь «Мира», задуманная как фильм про одиночество, в конечном итоге, стала фильмом про любовь.
Наталия Клибанова, продюсер:
Мир*А – название российской космической орбитальной станции, которой управляет искусственный интеллект МИРА, разработанный инженером Арабовым для осуществления научной миссии. Так родилось название фильма. Покорение космоса всегда было нашей стратегической задачей, мечтой и гордостью, поэтому действие фильма происходит и в космосе, и на Земле. Арабов улетел в космос, съедаемый чувством вины перед дочерью и женой, он сбежал туда, где он может быть полезным и его действия не вызывают сомнения. Спрятался на долгие годы в необъятном космосе, продолжая следить за любимой дочкой с орбиты с помощью искусственного интеллекта - Миры. Лера Арабова зла на отца, который, как ей кажется, ее бросил – она чувствует себя одинокой и никому не нужной. Катастрофа, которая придет из космоса, заставит всех героев преодолеть обиды и сказать слова любви друг другу, ведь только вместе они могут изменить мир. Эта тема всегда будоражила меня: как от поступков и решений одного маленького человека зависят судьбы миллионов и какую роль играет любовь и вера в тебя твоих близких людей, твоей семьи.
«МИРА» - головокружительный визуальный аттракцион, сделанный на уровне больших голливудских фильмов (спасибо оператору-постановщику Владимиру Баште и профессионалам из компании Mainroad, которые сделали высочайшего уровня графику картины), а эмоции, которые переживаешь при просмотре, затрагивают все струны нашей удивительной русской души (благодаря режиссеру Диме Киселеву и нашим чудесным артистам). Мы очень хотели «свежую» картинку в кадре, поэтому выбрали город Владивосток и пригласили для съемок Илью Лагутенко (Владивосток его родной город), который в кадре исполняет свой хит «Владивосток 2000». Конечно, это кино просто необходимо смотреть на большом экране – настоящее лакомство для киноманов.
Дмитрий Киселев, режиссер:
Продюсеры предложили мне снять фильм, идея которого строилась на истории отца, находящегося в космосе, а дочери на Земле в момент какой-то катастрофы. Тогда еще разрабатывали разные варианты, где происходит катастрофа, – в космосе или на Земле. Но основная концепция была одна – через преодоление сложностей герои находят утерянный между ними контакт. Мы начали совместную работу. Было порядка 10 версий сценария.
У меня не было плановых артистов, о которых я думал заранее, как подходящих на ту или иную роль. Мы на всех делали пробы. Забавная история получилась с главной героиней. Вероника Устимова пришла на пробы самой первой, меня даже не было на них. Ассистент встретила, пробы записали. Это был первый файл, который я включил и сразу понял, что у нас есть главная героиня, настолько совпало с моими ожиданиями и характер, и манера, и внешность. Вероника буквально попала в тот образ Леры, который был у меня в голове. Но так как она пришла первой, мы решили продолжить поиски, и они длились полгода. Было более 300 претендентов, около 40 ансамблевых проб и, в конечном счете, вернулись к Веронике.
Для меня изначально было важно ставить не на какую-то одну звезду, а на органику всего актерского ансамбля. Много претендентов было на роль Арабова. Мы отобрали 10 основных и уже после ансамблевых проб выбор пал на Анатолия Белого. Женя Егоров, сыгравший Мишу, абсолютно нас обаял с первого своего появления. Очень легко начал общаться, между ним и Вероникой моментально появилась искорка. Этого было достаточно, чтобы понять, – это правильный выбор героя. Пара Максима Лагашкина и Даши Мороз – неочевидный дуэт, но они создали очень удачный баланс в общей композиции. Арабов, Света и ее новый муж – настолько разные и нелогичные, но в жизни часто так и бывает.
Мне было крайне важно, чтобы оператором картины стал Володя Башта, с которым у нас возникли теплые взаимоотношения после съемок «Время первых». Володя для меня – один из ключевых членов команды, вернее, даже соавтор и партнер. И, конечно же, композитор Юрий Потеенко, с которым стараюсь работать вместе на каждой картине. Скоро 20 лет как мы знакомы, начали еще с «Дозоров», дышим одним творческим воздухом. С очень многими членами команды мы уже были знакомы, но случились и удивительные открытия – второй режиссер Даша Петрова, художник-постановщик Аня Козлова. Давно мечтал сотрудничать с Main Road Post и, наконец, это произошло на этом фильме.
Работать над «Мирой» было очень интересно. Из новых ощущений основное, это, пожалуй, то, что мы решили снимать во Владивостоке. Особенный город, особенные люди. С этим местом пришлось породниться, придумать, как в него встроиться, чтобы город принял и начал нам помогать. Во Владивостоке с утра может быть плотный туман, а в шесть вечера – золотой закат и чистейшее небо, и в какой-то момент я начал доверять своим инстинктам и природе, подстраиваясь и меняя сцены в зависимости от погоды.
На мой взгляд, «Мира» – фильм о принятии. Принятии себя, того времени и места, в которых находишься, и тех событий, которые с тобой происходят, потому что без этого невозможна полноценная жизнь. Это сложно и просто одновременно – принимать происходящее. И, конечно, это фильм для современного поколения. Для всех возрастов, живущих здесь и сейчас.
Владимир Башта, оператор:
Я для себя не делю фильмы по тематике – космические, военные, исторические. Прежде всего, стараюсь вчитаться в сценарий, вглядеться в героев, в тот выбор, который стоит перед ними, в те события, которые насыщают историю. Дмитрий Киселев – прекрасный режиссер, с которым мне очень интересно работать. То, что два наших совместных проекта связаны с космосом, просто совпадение. Нам обоим интересно узнавать человека, а все остальное – фон. Космос же – прекрасный кинематографический материал: неизвестная среда, таящая в себе и опасность, и укрытие.
Одно из самых ярких воспоминаний о работе над картиной – сцена, которую мы решили снять одним непрерывным кадром. Она начинается в комнате Леры, живущей на высоком этаже многоэтажки, а заканчивается в подвале уже другого дома в нескольких кварталах от того, где все случилось. Это также опасное путешествие нашей героини, которое раскрывает и ее характер, и обстановку вокруг, показывает как мир резко изменился. Мы несколько месяцев придумывали, как такое снять, пробовали маршрут, делали многочисленные тесты.
Для меня «Мира» – фильм о хрупкости нашего мира и о семье, как молекуле, в которой как в зеркале отражается все большое. Сила нашей картины в том, что она не содержит однозначность и не дает простых ответов. В этом смысле основная задача в кино – задать вопрос, а получить ответы – совместный труд создателей и зрителя. Зрителя надо привести в кинотеатры, увлечь, развлечь и отправить домой с домашним заданием. Хорош тот фильм, который на утро следующего дня ты можешь вспомнить и найти какой-то ответ для себя. Значит, кино попало в зрителя, не оставило равнодушным. Я верю, что фильм «Мира» как раз такой.
Анна Козлова, художник-постановщик:
Мне было очень страшно и очень интересно начинать эту работу. Любой художник мечтает о таком материале. Страшно, в первую очередь, потому, что космическая тема была для меня мало изведанная, разве что на уровне школьной программы и телевизионных программ. Во время подготовки я сделала множество открытий. Удивления были даже от тех знаний, которые вроде бы должен был получить в детстве каждый школьник. Например, как часто станция делает оборот вокруг Земли, как быстро это происходит, бытовые нюансы, как люди спят в космосе и так далее. Даже после окончания съемок я продолжаю изучение этой темы.
Работа по созданию орбитальной станции «Мира» велась более полугода. Мы изучили все реально существующие аналоги МКС и все, что ей предшествовало, схемы настоящих кораблей, а так же материалы по тому, что планируется выпускать в ближайшем будущем, какое направление развития, чтобы показанное в фильме было близко к реальности.
Поскольку история у нас фантастическая, мы привнесли в них некоторые изменения и трансформировали пространство «Миры» под наши задачи. Вначале мы всё отрисовали и отчертили, каждая деталь была специально изготовлена для проекта, кроме каких-то отдельных покупных деталей вроде ручек. Уже на начальном этапе подготовки нас консультировал Герой России, летчик-космонавт Федор Николаевич Юрчихин.
У нас на проекте есть и собственное изобретение из будущего космонавтики – гравитационное кольцо, пока в реальности такого не создано, но мы все, конечно, читаем книги и смотрим фильмы, и когда-нибудь оно, наверняка, станет реальностью! Это кольцо находится снаружи корабля и создает гравитационное поле, благодаря которому наш герой Арабов может находиться в космосе много лет, периодически отдыхая от невесомости, и продолжать работать вдали от Земли без серьезного урона для здоровья.
Запомнились съемки во Владивостоке, мы снимали в самых узнаваемых местах города. Пробежки по улицам, взрывы, как это потом миксовалось с графикой. Каждый кадр – это совместная работа художника, cg-супервайзера и каскадеров, отвечающих за пиротехнику. Все должно было быть просчитано до мелочей, куда и как бежит герой, куда летят книжки, стекло и т д.
«Мира» – фильм для любого возраста, каждое поколение найдет что-то для себя. Центральная тема – это, конечно, тема любви, пронзительной любви отца к дочери.
Варя Авдюшко, художник по костюмам
Мы очень давно знакомы с Димой Киселевым, работали вместе на многих проектах. Мы близки по духу, мыслям. Когда прочитала сценарий, поняла, что это именно то, что я бы хотела сделать. Это необходимая и нужная история. История о любви, о любви отца и дочери, о том, как, несмотря на тысячи километров, эта любовь может спасти семью и, в конце концов, спасти мир. Очень редко бывает, когда тебе дают сценарий, ты читаешь его взахлеб, плачешь в конце, понимая, как тебе это интересно!
Про меня сложилась уже небольшая легенда, что я как художник одеваю отряды, армии и легионы. На «Мире» я оказалась в своей стихии, когда есть и униформа, и много массовки, которая видоизменяется по ходу сюжета. Люблю делать большие проекты, где много актеров массовых сцен, считаю, что они помогают основным персонажам, делают картину фильма.
Есть много нюансов, как можно разложить сцены по костюмам, в зависимости от яркости которых меняется смысл и эмоция каждого сюжета. Половину лета мы занимались тем, что в специальной студии фактурили костюмы, засыпали их мелом, пылью. У нас было несколько уровней фактуры, и мы знали, в какой сцене какую используем. Своего рода живопись.
Я потратила много времени на изучение костюмов космонавтов. Мы конструировали, шили, проверяли на подвесах, перешивали, потому что на подвесах форма чувствовала себя по-другому, а требовалось подчеркнуть, что герои находятся в невесомости. Также нужно было придумать такие, которые, с одной стороны, униформа, а, с другой, обладали бы разными характерами. Для этого мы добавляли аксессуары. Один космонавт в смешной шапке, другой – с огромным количеством специальных сумок, которые требуются в его работе. Отдельная история с костюмом персонажа Анатолия Белого, по истории уже несколько лет живущего на станции. Он там уже обжился, это его дом. Мы придумали ему такие мягкие домашние чуни-тапочки, в которых он летает по станции. Мне было важно внести через эти детали его характер, его чувство юмора, чтобы он был какой-то человечный, чтобы все, что с ним происходит, чувствовал зритель.
Костюм главной героини – это костюм Супергероя, девочки, которая проходит через все сложности, катаклизмы и спасает мир. С одной стороны, она просто подросток с определенными проблемами, очень трогательная, с другой стороны – боец. И для характера персонажа мы придумали одежду, отдаленно напоминающую самурайскую.
В первую очередь «Мира» – фильм о настоящей, простой искренней любви, проходящей через трудности и катастрофы. Любви отца к дочери, одной из самых трепетных и нежных в жизни.
Федор Николаевич Юрчихин, летчик-космонавт, Герой РФ, консультант фильма:
Это второй проект, по которому я консультирую Дмитрия Киселева. У нас с ним довольно забавная история знакомства. Меня пригласили быть консультантом на фильме «Время первых». Я прочитал сценарий и что-то не легло. Прошло время, меня пригласили снова, обсудить, что не понравилось. Мы долго обсуждали сценарий, разговаривали, советовались, а когда меня уже позвали на просмотр черновой версии, я увидел, насколько точно были услышаны мои комментарии. Поэтому на приглашение к новому сотрудничеству отреагировал сразу и, посмотрев черновой монтаж, понял, что создатели фильма попали в десятку.
В отличие от «Времени первых», основанных на реальных событиях, «Мира» – это некоторым образом научная фантастика. Она имеет право быть, ведь астероиды и исходящая от них опасность существуют на самом деле, ученые нам показывают, насколько близко они могут пролетать от Земли и как могут менять свою траекторию. Проблема попадания больших астероидов на нашу планету реально существует. Как пример – огромное количество озер образовались именно после метеоритного удара. Научная фантастика рисует недалекое будущее, 20-30 лет вперед, когда мы уже будем летать на станциях типа «Миры». Уже сегодня человечеству по силам создать такие аппараты, равно как и искусственный интеллект – мы уже сейчас в рамках эксперимента используем его элементы. Так же как уже сейчас на МКС мы в качестве эксперимента используем 3D-принтеры. Думаю, пройдет не так много времени, и мы начнем использовать их как штатное оборудование на каждой станции. Но есть и скрытые проблемы: где кончается человек и начинается искусственный интеллект, где граница вседозволенности ИИ? Эта важная тема так же обозначена в фильме: насколько мы позволим ИИ менять нашу жизнь.
Для меня в фильме «Мира» поднимаются общечеловеческие темы и вопросы. Отцы и дети – вечная проблема. Как и то, что в жизни есть место и слабости, присущей каждому из нас, есть место и подвигу. И в минуту опасности прошлое забывается и прощается. Перед лицом опасности все объединяются, потому что даже при мощном развитии технологий мы все равно должны оставаться людьми. Это самое главное.